воскресенье, 28 октября 2012 г.

Новая библиотека для новой школы.

Так как я не библиотекарь и вопросами реализации ФГОС через библиотеку не задавалась до сегодняшнего дня, то нового сказать не могу.
Но хочу позакомить коллег со статьей Елены Астапенко Новая библиотека для новой школы.
Статья находится на http://edugalaxy.intel.ru/, но я привожу ее здесь без изменений.

"На конференции «Новая школа: мой маршрут» мы ищем новые пути развития библиотек образовательных учреждений, учимся учиться, а значит, стремимся к профессиональному развитию. Важно понять, что библиотека, как хранилище книжных богатств, уступает библиотеке-медиатеке, информационно-библиотечному центру - происходит трансформация библиотечной сферы. Однако, эти перемены начинаются с изменения сознания библиотекаря - хочу развиваться, стремлюсь быть востребованным в профессии, только в этом случае фраза "новой школе - новая библиотека" будет звучать как призыв к действию.

Как Вы читаете профессиональную периодику? Например, когда я получаю свежий номер газеты или журнала, то первым делом в содержании ищу фамилии "своих" авторов и если нашла, то неважно, где открыт номер: на почте или на улице - я найду возможность пробежаться глазами по статье. Мне важно все, о чем пишут "мои" авторы. С особенным чувством жду их публикаций. Это похоже на момент, когда звучит любимая мелодия - все замирает вокруг и преображается, наполняя мир гармонией.

Ирина Васильевна Дейнеко, директор Межшкольного информационно-методического центра г. Лесосибирска, Красноярского края, возглавляет мой список авторитетов.
На материалах Ирины Васильевны, молодым специалистом я училась выстраивать свою систему методического руководства.
На первом Създе школьных библиотекарей в 2007 году мы вместе принимали участие в работе секции "Кадры: традиционные и инновационные формы непрерывного образования школьных библиотекарей", тогда я наблюдала за ней и побоялась подойти - недавно в профессии, только набираю опыт, приглядываюсь и ... конечно, было неловко. Сейчас общаемся на вебинарах и по электронной почте.

Я всегда сетую на недостаток хороших курсов для методистов, работающих со школьными библиотеками. Опыт Ирины Васильевны может служить отличным практическим материалом для изучения и внедрения в деятельность методиста, школьного библиотекаря.

Отличительными чертами профессионального почерка Ирины Васильевны назову - мастерство, доступность изложения, практическая направленность, инновационное мышление.
С позволения Ирины Васильевны, публикую извлечения из статьи "Новая библиотека для новой школы: позиция методиста", размещенной в Информационном бюллетене РБА № 61:

"На страницах наших профессиональных изданий все чаще стали появляться публикации, которые определяют роль и место школьной библиотеки в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Авторы некоторых из них сетуют на то, что «очередной раз в документе такого уровня совсем мало говорится о школьной библиотеке». Я позволю себе не согласиться с данной позицией. На мой взгляд, впервые в столь значимом нормативном акте определены позиции для дальнейшего развития школьной библиотеки, как ресурсного центра, обеспечивающего повышение качества образования школьников. Конечно, в стандарте нового поколения содержание работы школьной библиотеки детально и подробно не прописано, но зато очень четко обозначены требования к результатам ее деятельности и что очень важно – требования к условиям и ресурсам, которые сегодня должны быть в каждой современной школьной библиотеке, – в этом заключена новизна данного документа.
Я не перестаю говорить о том, что каждый из нас видит в том или ином документе, нормативном акте и т.д. то, что хочет увидеть. О том, каким оказалось мое прочтение нового федерального стандарта, я и хочу поделиться с коллегами.
В структуре ФГОС прописаны три группы требований:
требования к структуре основной образовательной программы;
требования к условиям реализации основной образовательной программы, в том
числе, требования к условиям функционирования и развития школьной библиотеки. (Это
то, что лежит на поверхности, то, что для библиотек нашего города, например, уже является нормой);
требования к результатам освоения основной образовательной программы. Здесь и заложено содержание деятельности библиотеки, здесь вдумчивый читатель-библиотекарь и, в первую очередь, читатель-методист могут зафиксировать для себя необходимость дальнейшего обновления работы.

Начнём с последней группы требований, которые определяют для нас контуры обновления содержания библиотечной практики.


В данной схеме под символами 1R…Rn обозначены планируемые результаты, на которые направлены ФГОС, а ниже – основные виды деятельности, организованные в классе или библиотеке, которые будут работать на тот или иной результат. Обратите внимание, что на первом месте прописана организация работы с книгой (можно продолжить – с текстом, с информацией). На схеме показано, что именно этот вид деятельности (грамотно и профессионально организованный) впоследствии будет влиять сразу на несколько результатов. Обратившись к тексту стандартов, например, начального общего образования, я для себя определила эти метапредметные результаты, которые реально становятся и результатами работы школьной библиотеки:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи интерпретации информации;
овладение навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Кроме этого, правильно и эффективно организованная работа с книгой очень сильно влияет и на другие виды деятельности, обозначенные в схеме: работу над проектом, включение учащегося в учебную деятельность и даже на организацию работы с учебно-лабораторным оборудованием. Если ребенок не умеет внимательно прочитывать текст (информацию), выделять главное, например, в инструкции по работе с тем или иным оборудованием, он просто не сможет организовать свою работу в современных предметных лабораториях. Посмотрите, насколько важной сегодня является умело организованная работа с книгой (текстом, информацией)! А ведь это наша с вами профессиональная задача, приоритетная деятельность. Как здорово, что сегодня об этом так выпукло заговорили не только в узком библиотечном сообществе, но и на всех ступеньках власти, связанных с образовательной политикой.
Следовательно, здесь определяем для себя вектор смещения акцентов – формирование универсальных способов действий, и один из важнейших – умение работать с информацией. А обновленная библиотечная задача – создание библиотечной среды, инициирующей и развивающей эти действия.
Каким образом это будет происходить на практике?
В одной из своих статьей я уже писала о том, что любое планирование библиотечной деятельности сегодня невозможно без осмысления результативного блока[1].
Это понимание того, ради чего мы работаем, зачем мы что-то делаем, на что направлена та или иная деятельность. Совершенно неслучайно один из блоков нового стандарта подробно прописывает нам результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, например, начального образования. В документе выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
На наш взгляд, для библиотечных практиков важными являются именно метапредметные результаты, «которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями»[2].
Личностные результаты в условиях библиотечной среды будут формироваться непосредственно через хорошую художественную детскую литературу, через позицию автора, через личное прочтение и восприятие произведений читателями. Здесь библиотекарь занимает позицию проводника, посредника. Я не приемлю мнения о воспитательной работе библиотекаря; воспитывать должна, в первую очередь, книга и личность автора.
Предметные результаты – это область деятельности учителя-предметника.
Таким образом, метапредметные результаты должны стать и результатами нашей профессиональной деятельности, поэтому при ее проектировании ориентир держим на них.
Далее планируем содержание работы, т.е. понимаем, что делаем, чему учим. Здесь должно происходить обновление практики. И, наконец, определяем для себя способы обновленной работы, т.е. как и за счет чего организуем работу.
На моей схеме это выглядит так:

Если мы выбираем для себя такой подход к организации деятельности школьной библиотеки, то должны быть готовы к пересмотру традиционных форм, которые не работали на результаты, но к которым мы все так привыкли. Например, должны уйти в прошлое праздники в библиотеке типа «День Святого Валентина – всемирный день влюбленных», конкурс новогодних поделок, участие в общешкольных праздниках, в которых библиотека была почему-то всегда палочкой-выручалочкой.
Мы понимаем, что в рамках такой схемы и в рамках новых образовательных стандартов, способны работать только подготовленные квалифицированные кадры. И здесь мы – методисты – очень плотно будем работать с библиотекарями, потому что от кадрового потенциала зависит напрямую содержание работы библиотеки.
Перейдем к еще одной группе требований по стандарту – требованиям к условиям и ресурсам. Здесь делается акцент на создании одного из основополагающих условий – кадровом обеспечении деятельности школьной библиотеки, способной работать в условиях внедрения ФГОС.
Это условие должно быть реализовано за счет качественной и эффективно работающей методической поддержки. Что должна включать в себя такая поддержка? Пошагово это может выглядеть так:
Шаг 1. Анализ профессиональной готовности библиотекарей для работы в условиях ФГОС.
Шаг 2. Выявление профессиональных затруднений и дефицитов.
Шаг 3. Оформление схемы повышения квалификации библиотекарей.
Шаг 4. Формирование стратегического профессионального заказа на курсы для краевого института повышения квалификации (ИПК).
Шаг 5. Использование внутреннего методического резерва.
Шаг 6. Промежуточный мониторинг результатов методической поддержки.
Шаг 7. Выявление и тиражирование лучших профессиональных образцов.
Чтобы определить профессиональные затруднения и дефициты мы запустили в работу
карты использования педагогических и образовательных технологий в библиотечной работе.
Одну из таких карт я предлагаю коллегам.

Она дает нам представление о том, какие технологии нужно активно использовать для того, чтобы выйти на тот или иной результат по ФГОС.
Другая наша рабочая карта дала возможность понять насколько профессионально библиотекари города владеют новыми педагогическими и образовательными технологиями. В результате анализа мы определили дефициты, например, коллегами слабо осваиваются и апробируются дискуссионные, интерактивные и коммуникативные технологии. Следовательно, нужно планировать работу по их изучению и внедрению в библиотечную практику.
Планируя методическую работу на следующий год, мы определили для себя основные темы, направления и формы деятельности в рамках ФГОС:
требования к условиям работы школьной библиотеки (например, через организацию практического семинара «Дизайн в современной школьной библиотеке»);
требования к результатам библиотечной практики (через проведение обучающих семинаров на понимание содержания результатов деятельности школьной библиотеки);
демонстрация лучших практик и проб (через организацию мастерских и мастер-классов, представляющих лучший опыт использования образовательных технологий в школьной библиотеке);
критерии готовности школьных библиотек к работе в условиях ФГОС (запуск и проведение городского конкурса «Привлекательная библиотека»).

Да, кадровое обеспечение работы библиотеки в новых условиях – это основная задача на современном этапе, но мы понимаем, что очень важными составляющими являются материально-техническое и учебно-методическое обеспечение её деятельности. При анализе условий мы снова опирались на разработанную нами карту и вот что у нас получилось.

Исходя их всего сказанного выше, организация работы современной школьной библиотеки мне видится в модели, где точно будет меняться заказ на библиотечные услуги, и этот заказ будет лежать в плоскости ФГОС. Отсюда следует, что меняться должна библиотечная среда, она будет более комфортной и привлекательной. Должны быть пересмотрены традиции библиотеки; лучшие и эффективно работающие практики останутся, от других придется отказаться. Обязательно должна изучаться и апробироваться новая деятельность, включаться ранее неиспользуемые средства и механизмы. Все это в итоге должно сработать на общешкольную цель — формирование универсальных учебных способов и действий обучающихся.

Методисты, сопровождающие и обеспечивающие работу школьных библиотек города Лесосибирска, определили для себя следующую перспективу:
1. Стратегия ближайших действий, ориентированных на создание условий:
непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров, которые будут соответствовать требованиям новых образовательных стандартов;
формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;
создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды.

Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры.
2. Стратегия ближайших действий, ориентированных на результат:
ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы;
изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий;
работа в школьной команде по внедрению ФГОС;
сотрудничество с педагогами.

Основная цель – формирование универсальных учебных способов и действий обучающихся".

[1] Дейнеко И.В. Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования // Б-ка в шк. 2009. № 10. С. 10–15 ; № 11. С. 7–14.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестн. образования. 2009. № 3. С. 23."
статья Елены Астапенко Новая библиотека для новой школы

Комментариев нет:

Отправить комментарий